tutor

Выбор помощника в подготовке к экзаменам.

В данной статье хочу обратить внимание на то, с чем мы часто сталкивались в своей практике. Это не антиреклама, это наша жизнь.

Ситуация: по звонку или рекомендации обращается абитуриент, ходит на курсы в школу или ВУЗ, но хочет еще индивидуально позаниматься перед самым экзаменом, за пару месяцев или за две недели до экзамена. Проверяем знания. Результат: большинство понятий, определений не помнит. Понимание предмета в целом слабое. Решает с проблемами порядка 7-10 номеров из Б-уровня, максимум. За полгода-год дополнительных занятий в школе или в ВУЗе. В последнем случае это было с абитуриентом старательным, трудолюбивым, так бы я назвал, который самостоятельно, кроме домашних заданий делал еще дополнительно, выписывал, разбирал теорию. Сам. Старался. Это не такое частое явление, в 60-70% случаев ученикам пинки нужно давать постоянно, чтобы они решали, учили. Отсюда можно заключить на основании опыта, что у остальных, кто посещает эти занятия, проблемы не меньше.

Курсы подготовки к экзаменам ЕГЭ по математике или физике при ВУЗах или в школах, к сожалению, малоэффективны. Еще когда я сам ходил лет 7 назад к своему репетитору по математике, лучшему в городе, он тех, кто посещал подобного рода курсы, хорошенько ругал. И правильно делал! Когда вы туда идете или отдаете своих детей, знаете ли вы, кто будет вести курсы? А уверенны ли вы, что степень кандидата наук или доктора наук позволит объяснять школьный материал так, чтобы они поняли? Я говорю о том, какой у них опыт работы с детьми, школьниками, насколько хорошо они понимают их проблемы? Ведь в ВУЗе у преподавателя своя специфика преподавания, свое отношение к студенту: кто-то может стараться студентам раскладывать все по полочкам, полные выкладки, а кто-то свои лекции по тетради читает и потом спрашивает на сессии. Плюс забот других полно, студенты, научно-исследовательская деятельность, гранты, бумажная волокита. Будут ли они думать об абитуриенте Сергее на 3 парте в 4 ряду? Как этот человек ведет занятия? Какая методика преподавания? Сколько на занятии будет человек одновременно? Сколько в итоге стоит одно занятие и стоит ли оно этих денег?

То же самое касается школы. Учителей. Здесь можно написать столько, одной статьи не хватит. В свое время меня эта проблема обошла стороной, школа хорошая, учитель отличный. Я с такими проблемами просто не встречался. Но школ много, учителей тоже, и по статистике, сталкиваюсь с тем, что много учителей не могут проводить эффективные занятия. У многих проблемы в классных занятиях. Тема: производная. На подробное объяснение, что такое производная (2 параграфа в учебнике), чтобы данная ученица поняла, ушло ровно час. И это то время, за которое реально с полными выкладками и примерами нужно объяснять эту тему. Девочка все поняла. В школе, судя по параграфам, как они идут, учительница затратила на 3 параграфа 2-3 урока, 40 минутных, на них сидело 24 человека, кто-то к доске выходил, решал, пять минут только на разговоры ушли, и объяснить качественно материал за это время так, чтобы все поняли, сложно. В итоге данная учительница практиковала перепрыгивание пары-тройки параграфов из-за того, что они не успевали идти по программе. Стоит упомянуть, что эта учительница совмещает преподавание информатики(это ее основной предмет) и математики, больше некому, а они и не ищут. Занятия она ведет строго по учебнику. Интересно, что будет, если его ей не давать. Везде будет так или иначе копироваться стандартная школьная модель преподавания данного учителя, в силу того, что если ты 10 лет ведешь занятия «вот так», на следующий день изменений ждать не стоит. И много людей обращаются за помощью к ним. Бежать нужно. Конечно, есть еще прекрасные учителя, но попасть к ним сложно. Поэтому необходимо очень внимательно подходить к выбору репетитора, во многих случаях лучше пригласить молодого студента-отличника, чем среднестатистического работника народного образования, так как первый стараться будет больше.

Но и со студентом тоже необходимо быть внимательным. А где этот студент или выпускник учился. На математическом, физическом факультете? Какая у него история, как он учился, какие у него мотивы заниматься репетиторством? Задать ему вопрос, а чем он лучше курсов подготовки, другого учителя или репетитора?

На выбор автомобиля, компьютера или еще какой-то вещи люди часто тратят больше времени, чем на выбор образования для самих себя или детей. Задумайтесь. Задавайте больше вопросов, интересуйтесь, ищите. Если вы или ваши дети посещаете занятия и не чувствуете, что знания прибавляются, у вас какие-то сомнения, посоветуйтесь со знающими людьми. А потом действуйте: смело меняйте репетитора, место обучения, если это требуется.